Первая из вступительных мантр, которыми традиционно начинается практика аштанга-йоги:
Это начальная строфа из «Йога-таравали» — небольшого произведения (пракараны) Шанкарачарьи, известного философа и проповедника, жившегов 8 веке . Он является основателем философской школы адвайта-веданта, а также считается великим учителем и реформатором смарта-сампрадайи — религиозной традиции, к которой принадлежал Паттабхи Джойс. Упоминая Шанкару, Паттабхи Джойс почтительно называл его пуджьей, бхагаваном, бхагаватпадой.
До нас дошли несколько версий «Йога-таравали», незначительно отличающихся по тексту и количеству строф (от 28 до 30). Существует два варианта мантры, у которых разное прочтение третьей пады:
Шанкара считается автором более чем 300 работ, но лишь две из них посвящены классической йоге: «Йога-таравали» и комментарий к «Вьяса-бхашье» и «Йога-сутрам» Патанджали.
«Йога-таравали» демонстрирует связь хатха-йоги с раджа-йогой. По жанру это гимн, посвящённый восхвалению высших состояний йоги, достигаемых посредством пранаямы. В тексте провозглашается, что с помощью практики трёх бандх и задержки дыхания (кевала кумбха) можно очистить нади, добиться контроля праны, пробудить кундалини, услышать внутренний звук нада в анахата-чакре и достичь высшего состояния раджа-йоги, которое определяется как турья, сахаджа, йога-нидра, нирвикальпа, самадхи, аманаска и т. п.
Неизвестно, когда строфу из «Йога-таравали» стали читать как мантру аштанга-йоги, но уже в 1958 году Паттабхи Джойс выбрал её в качестве эпиграфа к своей книге «Йога-мала». Вероятно, он хорошо знал текст «Йога-таравали» наизусть, так как через 50 лет свободно цитировал его в беседах с учениками.
«Йога-таравали» является одним из авторитетных источников, которые Тирумалай Кришнамачарья, учитель Паттабхи Джойса, использовал при написании своей первой книги «Йога-макаранда» в 1934 году. По воспоминаниямТ. К. В. Десикачара , сына Кришнамачарьи, отец начал обучать его «Йога-таравали» в 1971 году, сопровождая текст своими комментариями. В 2003 году Т. К. В. Десикачар издал перевод «Йога-таравали» на английский язык. Предисловие к книге написал Паттабхи Джойс.
Некоторые исследователи на основе анализа заимствований в средневековых текстах йоги пришли к выводу, что «Йога-таравали» написана не раньше 12 века, а значит не может быть творением великого Шанкары. Хотя колофон, помещённый в конце текста, указывает, что его автором является «Шримат Шанкарачарья, ученик Говиндабхагаватпады», это может быть поздней вставкой. Тем не менее, текст вошёл в 16 том полного собрания сочинений Шанкарачарьи, изданного в начале 20 века в Шрингери-матхе.
Шрингери-матх, расположенный в 200 километрах к северо-западу от Майсура, является одним из самых уважаемых религиозных заведений Индии и основан, по преданию, самим Шанкарой. Существует определенная связь между учительской традицией матха и аштанга-йогой: Шри Абхинава Видьятиртха, 35 джагадгуру матха, написал предисловие к «Йога-мале» Паттабхи Джойса, а 33 джагадгуру Шри Нрисимха Бхарати, со слов Кришнамачарьи, был одним из его учителей йога-асан (что удивительно, ведь Крищнамачарья принадлежал совсем другой религиозной традиции).
Шри Нрисимха Бхарати был выдающимся подвижником, благодаря которому было обнаружено место рождения Шанкары и издано первое полное собрание его сочинений.
Перевод «Ванде гурунам...»
Это начальная строфа из «Йога-таравали» — небольшого произведения (пракараны) Шанкарачарьи, известного философа и проповедника, жившего
![]() |
Шри Ади Шанкара Бхагаватпадачарья |
До нас дошли несколько версий «Йога-таравали», незначительно отличающихся по тексту и количеству строф (от 28 до 30). Существует два варианта мантры, у которых разное прочтение третьей пады:
В аштанга-йоге используется тот вариант, который отличается от большинства академических изданий и совпадает только с одним манускриптом, найденным в библиотеке города Ваи (Махараштра).
![]() |
© 2015 Namarupa, Jason Birch. Манускрипт из библиотеки города Ваи (Махараштра) |
Шанкара считается автором более чем 300 работ, но лишь две из них посвящены классической йоге: «Йога-таравали» и комментарий к «Вьяса-бхашье» и «Йога-сутрам» Патанджали.
«Йога-таравали» демонстрирует связь хатха-йоги с раджа-йогой. По жанру это гимн, посвящённый восхвалению высших состояний йоги, достигаемых посредством пранаямы. В тексте провозглашается, что с помощью практики трёх бандх и задержки дыхания (кевала кумбха) можно очистить нади, добиться контроля праны, пробудить кундалини, услышать внутренний звук нада в анахата-чакре и достичь высшего состояния раджа-йоги, которое определяется как турья, сахаджа, йога-нидра, нирвикальпа, самадхи, аманаска и т. п.
Неизвестно, когда строфу из «Йога-таравали» стали читать как мантру аштанга-йоги, но уже в 1958 году Паттабхи Джойс выбрал её в качестве эпиграфа к своей книге «Йога-мала». Вероятно, он хорошо знал текст «Йога-таравали» наизусть, так как через 50 лет свободно цитировал его в беседах с учениками.
«Йога-таравали» является одним из авторитетных источников, которые Тирумалай Кришнамачарья, учитель Паттабхи Джойса, использовал при написании своей первой книги «Йога-макаранда» в 1934 году. По воспоминаниям
Некоторые исследователи на основе анализа заимствований в средневековых текстах йоги пришли к выводу, что «Йога-таравали» написана не раньше 12 века, а значит не может быть творением великого Шанкары. Хотя колофон, помещённый в конце текста, указывает, что его автором является «Шримат Шанкарачарья, ученик Говиндабхагаватпады», это может быть поздней вставкой. Тем не менее, текст вошёл в 16 том полного собрания сочинений Шанкарачарьи, изданного в начале 20 века в Шрингери-матхе.
Шри Нрисимха Бхарати был выдающимся подвижником, благодаря которому было обнаружено место рождения Шанкары и издано первое полное собрание его сочинений.
![]() |
Джагадгуру Шанкарачарья Шри Саччидананда Шивабхинва Нрисимха Бхарати Махасвамиджи, 33-й Ачарья Дакшинамная Шри Шарада Питхам, Шрингери |
В 2013 году гуру Р. Шарат Джойс в сопровождении Эдди Стерна совершил паломничество в Шрингери. Отчет об этом событии вместе с фотографиями, сделанными самим Шаратом (который, как известно, увлекается фотографией), вышел в 18 номере журнала «Namarupa».