![]() |
М.: Ritambhara Books, 2014 |
На своё первое занятие по йоге я попала в 22 года во время обучения в Университете Майами — это был класс под счёт по аштанга-йоге. На протяжении трёх месяцев я посещала его дважды в неделю...
Первое время я вела себя как новообращенный фанатик — без разбора скупала коврики, книги и DVD, рассказывала всем о своём новом увлечении и водила на занятия своих друзей. Но постепенно я начала понимать, что физические упражнения в йоге являются средством, а не целью, что йога, прежде всего, требует установления искренних и глубоких взаимоотношений с самим собой. Этому способствует дисциплина и регулярная практика. В некотором смысле физическая сторона йоги является проводником в духовное, причем это духовное не обособленно, а вплетено в каждый вдох и каждую позу. Выполнение новых асан и виньяс заставляет по-новому ощущать своё тело и требует нового способа мышления. Таким образом, каждая следующая поза буквально перестраивает ум и тело...
В этом же году я переехала в Нью-Йорк, чтобы продолжить обучение в местном университете. Мне понадобилось совсем немного времени, чтобы влиться в йогическую тусовку нижнего Манхэттена. По сравнению с Майами Нью-Йорк предлагал больше направлений йоги, а большое количество желающих заниматься уменьшало место для коврика...
Йога-центр, куда я начала ходить, был не «захудалой дырой», к каким я привыкла, а шикарным образцом слияния йоги и бизнеса — Дживамукти Йога Центр, расположенный на Юнион Сквер. Сразу мне стало очевидно, что там не было того, что (ввиду моих предрассудков) составляет духовную сторону йоги. Зато там были люди, пытающиеся обрести себя через преданность практике. Именно в стенах этого центра я обрела настоящую дружбу и поддержку, которые помогли мне на пути к внутренним открытиям.
![]() |
Дживамукти Йога Центр, Нью-Йорк |
Я никогда не забуду день, когда я пришла на свой первый майсор-класс. Эти классы, которые начинаются рано утром, постоянно сталкивают нас лицом к лицу с собственной слабостью и закостенелостью. Далеко не каждому практикующему придется по душе такая самоотверженность, но мой соревновательный нрав это зацепило. Моё первое занятие прошло как в тумане. Помню только, что мы практиковали в полной тишине. Пока тело совершало движения, а ум оставался сконцентрированным, мой дух, самая таинственная часть меня, о самом существовании которой я только начала догадываться, кажется, начал пробуждаться. Это действительно сложно объяснить, могу только сказать, что в этот момент я почувствовала и начала принимать ту часть себя, которую очень долгое время отвергала. Я уже знала, что завтра приду снова. Во всем этом было что-то аутентичное, настоящее, что покорило меня и стало новой духовной потребностью.
![]() |
Говинда Кай |
В конце занятия невысокий, довольно молодой мужчина встал у начала моего коврика и бескомпромиссным тоном объявил: «Наши занятия проходят шесть раз в неделю. Ты можешь приходить к 8 утра».
Японец Говинда Кай произносил слова медленно и с ничего не выражающей самурайской улыбкой. С особенной грацией он двигался в беззвучном пространстве зала. Темные волосы, собранные в высокий хвостик, как у мастеров айкидо, непроницаемое выражение лица, едва приподнятые уголки губ, открытость, мудрость, выдающая настоящий жизненный опыт — Говинда был немногословен и позволял всем достоинствам практики говорить самим за себя. Он не стал дожидаться моего ответа на его приглашение, а просто пошёл дальше, пребывая в полной уверенности, что я приду на следующий день. Я никогда не забуду Говинду, и по сей день я считаю его прекрасным учителем, который к тому же навсегда изменил мою жизнь.
Каждый раз, когда я появлялась в зале, я чувствовала обжигающую силу, наполнявшую комнату. Красота и непрерывность потока практики потрясли меня до глубины души. Тишина, в которой пребывали практикующие, помогала направлять внимание внутрь. Занимаясь в группе, каждый был предоставлен сам себе, и это уединение способствовало внутренней работе.
Квалифицированный учитель помогает ученикам успокоить ум, сосредоточится на своем теле и быстрее освоить новые асаны. Регламентированная последовательность, которая вскоре запоминается наизусть, позволяет не отвлекаться на то, чтобы узнать, что делать дальше. Тело перетекает из одной знакомой позы в другую, помогая уму обратиться внутрь к достижению нового уровня осознанности. Проще говоря, акцент смещается на медитацию. Нет ни музыки, ни других отвлекающих факторов — только вы, ваше дыхание и тело.
После четырех дней ежедневных майсоров тело болело так, что я едва могла поднять стакан воды, а туш для ресниц приходилось наносить, опираясь локтем на край раковины. Это был, наверное, самый важный урок: принимать боль, которая неизбежно возникает в процессе обучения. Вам не нужно её провоцировать, обычно она сама приходит без спроса. И если она появляется — позвольте ей учить вас и делать сильнее...