14 нояб. 2016 г.

Кришнамачарья 108: ОМ ЙОГАРУДХАЯ НАМАХА

К 128-летию со дня рождения Кришнамачарьи и праздничному показу документального фильма “Дыхание богов” с чтением 108 святых имен Кришнамачарьи (18 ноября, 19.00-22.00).






oṃ yogārūḍhāya namaḥ

Om. Obeisance to one who has climbed the heights of Yoga.
Ом. Поклонение достигшему вершин йоги.


Йогарудха — достигший [вершин] йоги, — это одно из 108 святых имен Кришнамачарьи. Термин описывается в «Бхагавадгите», шестой главе «Дхьяна-йога».


Господь Кришна сказал:
आरुरुक्षोर्मुनेर्योगं कर्म कारणमुच्यते।
योगारूढस्य तस्यैव शामः कारणमुच्यते॥६-३॥

ārurukṣormuneryogaṁ karmaṁ kāraṇamucyate |
yogārūḍhasya tasyaiva śamaḥ kāraṇamucyate ||6-3||


Для йогина, стремящегося к йоге (yoga-ārurukṣu), способом считается деятельность [карма-йога]; для того, кто достиг [вершин] йоги (yoga-ārūḍha), способом является невозмутимость (śama).

Эту строфу комментирует Рамануджа в «Гита-бхашье»: стремящийся к йоге (yoga-ārurukṣu) — это мумукша, жаждущий реализации видения атмана (ātmāvalokanaṁ prāptum icchoḥ mumukṣoḥ), а достигший вершин йоги (yoga-ārūḍha) — это утвердившийся в йоге (pratiṣṭitayogasya). Рамануджа трактует невозмутимость (śama) как прекращение деятельности (karmanivṛtti).


Развернутое определение даётся в следующей строфе.

Господь Кришна сказал:
यदा हि नेन्द्रियार्थेषु न कर्मस्वनुषज्जते।
सर्वसंकल्पसंयासी योगारूढस्तदोच्यते॥६-४॥

yadā hi nendriyārtheṣu na karmasv anuṣajjate|
sarvasaṁkalpasaṁnyāsī yogārūḍhas tadocyate ||6-4||


Достигшим [вершин] йоги считается тот, кто не привязан ни к объектам чувств, ни к деятельности, кто отрешился от всех желаний.


В комментарии к этой строфе Шри Шайлендра Шарма пишет: «Святого, который пробудил все способности своего ума и познал смерть, называют йогарудха. Утвердившись в сознании беспредельного разума, недосягаемого для чувственного восприятия, такой великий человек не ограничивает себя органами чувств и не привязан к внешним объектам восприятия. Осуществилось главное стремление йогина — пробудить своё сознание, и после этого другие ограниченные санкальпы у него больше не появляются».

Интересны воспоминания Шриватса Рамасвами: «Мой Гуру Шри Кришнамачарья говорил, что “Гиту” можно считать трактатом по йоге, и что она во многом пересекается с сутрами Патанджали. Он отмечал, что в “Гите” упоминаются йоги двух уровней: йогарудха — тот, кто уже взобрался на “коня йоги” для того, чтобы достигнуть кайвальи или брахманирваны, и йога-арурукшу — тот, у кого нет навыка самадхи и самьямы, который нужно развивать. Чтобы ехать верхом на “коне йоги”, нужно сперва научиться взбираться на него. Для таких садхак и предназначены крия-йога и аштанга-йога. Тот же, кто занимается раджа-йогой, знает, что достижение cittavritti nirodha, высшей цели йоги, связано с практикой (абхъяса) 24 таттв пракрити и отрешенностью (вайрагья) от них».