20 нояб. 2017 г.

Йога для здоровья и душевного покоя

Выступление Парамагуру Р. Шарата Джойса на конференции YOGA&SCIENCE в Нью-Йорке



Источник: Namarupa, Issue 23
Перевод: Анна Ян

YOGA+SCIENCE в Москве!








Парамагуру Рангасвами Шарат Джойс — главный учитель, практик и хранитель традиции аштанга-йоги Шри К. Паттабхи Джойса, внуком которого он является. Он начал изучение йоги под руководством деда в возрасте семи лет, а с девятнадцати приступил к преподаванию. Шарат — основатель и директор KPJAYI (Института аштанга-йоги имени К. Паттабхи Джойса) в Майсуре (Индия). Он — автор и главный герой нескольких документальных фильмов и известен глубочайшими познаниями аштанга-йоги. Шарат живет в Майсуре со своей женой, Шрутхи, и детьми — Шраддхой и Самбхавом.




Эдди Штерн

Мы переходим к последнему спикеру этого дня. Более того, мы, наконец, поговорим о причине того, почему мы здесь собрались, а именно — о йоге. Все здесь присутствующие интересуются ею — в качестве ученика, преподавателя или терапевта. Йога является для нас вдохновением и меняет нашу жизнь, и всем этим мы целиком и полностью обязаны индийской традиции.

Наше западное восприятие информации часто значительно отличается от того, как информация и, в частности, наука воспринимается с точки зрения древнеиндийского сознания. Для того, чтобы йога развивалась в культуре западного общества и помогала делать его добрее и разумнее; для того, чтобы этой практике нашлось место в школах, больницах, тюрьмах; для того, чтобы йоге обучали ветеранов войны; даже просто для того, чтобы сделать уроки более доступными по страховке и так далее, нам необходимо продемонстрировать их эффективность на конкретных примерах. Мы провели весь день, слушая доклады о разнообразных способах, с помощью которых все эти замечательные специалисты исследуют и используют методы йоги.

Сейчас мы хотим завершить сегодняшнюю сессию выступлением нашего единственного представителя индийской традиции и древнеиндийской практики: Парамагуру Шарата Джойса. Шарат был правой рукой своего деда, Паттабхи Джойса, многие годы — преподавая йогу вместе с ним, обучаясь у него техникам, которым больше никто не обучался, служа ему, осознавая все трудности и всю любовь, что идут рука об руку со служением своему гуру.

Его школа выросла в серьезный институт. Когда я начал практику аштанги в 1991 году, я приехал в Майсор с парой друзей, и Паттабхи Джойс, Гуруджи, не пустил нас на утреннюю практику. Возможно, на самом деле мы просто слишком странно выглядели, но он сказал — “студентов уже слишком много”. Тогда в зале одновременно занимались двадцать восемь человек. Он сказал нам практиковать днем. Когда несколько студентов уехали, он сообщил, что мы можем приходить раньше.

Сейчас в любой месяц работы института вы обнаружите не менее трехсот студентов, ожидающих своей очереди; еще тысячи отправляют заявки онлайн каждый месяц. Традиция, хранителем которой является Шарат, сильно развилась под его руководством.

Слово “гуру” означает “учитель”, но именно такой учитель, который является мастером своего предмета. Далеко не любого учителя можно считать гуру; это должен быть человек с глубочайшим личным опытом и пониманием того, чему он обучает. Слово “парам” происходит от “парампара”, что означает “линия преемственности” или “традиция”. Таким образом, как Парамагуру, Шарат — хранитель и мастер этой традиции. Нам очень повезло, что он сегодня с нами. На самом деле, с любезного согласия всех участников-ученых, мы даже перенесли даты конференции, чтобы он смог к нам присоединиться.

Я отношусь к Шарату с глубочайшей теплотой, любовью и уважением, и очень счастлив, что сегодня он с нами. Предлагаю всем поприветствовать его на сцене.

Парамагуру Шарат Джойс

Начнем с небольшой молитвы. Пожалуйста, повторяйте слова за мной. Соедините ладони (жест намасте). Закройте глаза. И постарайтесь обратить свои мысли к Богу, в которого вы верите.
Om saha navavatu
saha nau bhunaktu
saha viryam karavavahai tejasvinavaditamastu maa vidvishavai
Om shanti shanti shanti

Ом
Да защитит Он [Брахман] нас обоих [учителя и ученика]!
Да поддержит Он нас обоих!
Да будет работа энергичной!
Да будет обучение успешным!
Да не возненавидим мы друг друга!
Ом, мир, мир, мир.


Прежде всего, я бы хотел поблагодарить всех, кто пришел сегодня. Когда Эдди рассказал мне об этой конференции, я обеспокоился. Зачем я на ней нужен? Разве я подходящий человек, чтобы выступать на ней? У меня нет ученой степени, я не доктор. Все, что я умею — это мой собственный опыт, то, чему меня научил мой дед.

В детстве у меня было много проблем со здоровьем. В четыре года я переболел тонзиллитом. В те времена медицина в Индии была не так развита, и моей матери, возившей меня по врачам, приходилось непросто. Позже я переболел ревматической лихорадкой и три месяца не мог ходить.

Я бы болезненным ребенком. Я очень благодарен медицине — я жив, благодаря этой науке. Мне повезло лечиться у хороших врачей, поэтому сегодня я с вами. И благодаря матери, которая занималась моим лечением. Так начиналась моя жизнь.

В Индии раньше не было европейской медицины, она появилась вместе с англичанами. До этого мы лечили все методами йоги и аюрведы. Было множество надивайдий — врачей, которые диагностировали состояние по пульсу, и лечили травами и упражнениями. Так это было в Индии.

Йога — очень обширное понятие. У этого слова много значений. Йога — это объединение. Объединение — значит, ваша Дживатма (внутренняя сущность) объединяется с энергией космоса (ее мы называем Параматма). Параматма — это высшее, сверхдуша.

Это — только одно описание йоги. Кроме этого в ней собрано еще много всего. Что является ее основами? Поддерживать свое здоровье. Это — главное. Если вы не здоровы, о какой медитации может идти речь? Как вы можете углубляться в йогу без этого?

Вот почему мы всегда начинаем с хатха-йоги. Хатха-йога состоит из “ха” (сурья-нади) и “тха” (чандра-нади); это —- правая и левая ноздри. Хатха-йога уделяет большое внимание дыханию.

Начиная изучать йогу, мы всегда начинаем с хатхи. Мы делаем множество поз и дыхательных техник, которые очень важны для поддержания здоровья. Вдыхая, мы получаем из воздуха положительные и отрицательные элементы — то и другое попадает внутрь. В соответствии с учением хатха-йоги, они проникают в ваше тело, и, оказавшись там, воздействуют и на ваше мышление. Когда внутрь попадает негативная энергия, вас посещают негативные мысли, и наоборот. Практикуя асаны, мы получаем позитивную энергию и избавляемся от отрицательной.

Мы называем этот метод виньяса-крама. Я думаю, все присутствующие имеют опыт занятий йогой. Если вы не пробовали, есть определенные позы, которые нужно выполнять вместе с дыханием. Каждая поза должна быть связана с дыханием. Если техника неправильная, получить позитивную энергию не удастся.

Существует множество асан. Если вы знакомы с нашим методом, который называется аштанга-йога, у нас довольно много асан. Почему они так важны? Многие люди говорят: “вы сгибаете колени, делаете то да сё — вы только покалечитесь!”. Но если вы выполняете практику корректно, она даст вам много сил.

Если вы посмотрите на полную первую серию (так мы называем определенную последовательность из тридцати асан), эти асаны на самом деле улучшают здоровье и придают силы. У них масса положительных эффектов. Извините, английский — не мой родной язык, но я постараюсь объяснить!

Многие асаны имеют хороший терапевтический эффект. Дыхание в определенных позах оказывает влияние на внутренние органы и очищает их. Так все задумано. Если вы углубляете свою практику, вам встретится множество асан, нацеленных на работу с сознанием. Такие позы очищают нервную систему. Также, существуют асаны, укрепляющие пищеварительную систему. У разных асан разные задачи.

Чтобы понимать йогу, нужно ее практиковать. Исключительно из книг или лекций понять ее невозможно. Весь этот опыт приходит только при условии выполнения садханы. Садхана — это получение знаний от гуру. Гуру — мастер, освоивший йогу.

Для начала нам нужно научиться понимать свое тело — как оно работает, и как работает наш ум. В наше время йога популярна повсюду. Раньше — пятнадцать-двадцать лет назад — если бы вы сообщили своему врачу, что практикуете йогу, он бы ответил: “Не стоит этого делать, вы покалечитесь!”. Сейчас можно наблюдать, что врачи советуют заниматься. Все потому, что многие гуру из Индии приезжали на запад и распространяли учение.

Говоря об асанах, можно назвать множество положительных эффектов от их выполнения. Также, асаны могут привести вас к Высшему. В шастрах говорится:
Tritiya kale astu Ravihi svayam
samharate prabham tritiyangasthitho yogi
navikaram manasa tatha

Как Рави (Солнце) в третьей четверти дня втягивает свои лучи, так и йог, утвердившийся в третьей ступени йоги[, успокаивая ум,] непоколебим.


Tritiyanga означает “третью ступень”. В традиции аштанга-йоги говорится о восьми: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Это — восемь шагов к самадхи — самореализации.

Почему асаны? Тритьянга — уровень, на которой йогин практикует третью ступень и старается утвердиться в этой практике. Таким образом, его ум приходит в состояние покоя. Как этого достичь — это уже другая история. Вам нужен хороший учитель, который обучит правильному дыханию. Сколько из вас не знают, как правильно дышать?

Дыхание осуществляется автоматически. Обычно вы не заостряете внимание на том, как оно происходит. Часто ли вы обращаете внимание, как дышите? Нет, пока ваш учитель не скажет вам это сделать. Как только мы начинаем дышать осознанно, начинается пранаяма. Так что, выполняя асаны, мы занимаемся и пранаямой тоже. Асаны и пранаяма должны идти рука об руку.

Существуют сотни тысяч разновидностей пранаямы. Одной лишь кумбхаки существует тысячи видов. В традиции хатха-йоги содержится несколько техник пранаямы для очищения тела и нервной системы. Это все — внутренняя работа. Йога — это не только выполнение поз. Это еще и дыхательные техники, которые необходимо освоить, чтобы дышать более осознанно. Как только вы этому научитесь, вы сможете начать контролировать свой ум. Ваш ум станет гораздо спокойнее. Уже доказано, что с помощью дыхательных техник можно себя успокоить. Если вы подвержены тревожности или у вас есть проблемы с дыхательной системой, с этим можно справиться, выполняя нехитрые упражнения.

У меня множество студентов с заболеваниями дыхательной системы — астмой, бронхитом и другими. Я уделяю этому внимание и стараюсь применять некоторые дыхательные техники, чтобы им помочь. Пять или шесть лет назад у меня был ученик с очень серьезной астмой. Он искал учителя. Он занимал очень высокую должность в руководстве Майсуре.

Он пришел ко мне со своей болезнью, рассказав, что не может нормально дышать. Крупные города Индии сильно загрязнены. Люди дышат выхлопными газами и зарабатывают множество заболеваний. У многих аллергия на растения, у многих — на пыль. У него были все эти проблемы.

Как же вылечить его? Он побывал у множества врачей. Они пытались его лечить, назначали препараты, которые неплохо работали. К тому моменту, когда он попал ко мне, он уже привык к приему лекарств. Я работал с ним полгода. В течение полугода мы делали некоторые асаны и особые дыхательные техники. Я руководствовался некоторыми книгами и знаниями, полученными от деда. Я обучил его пранаяме, называющейся нади-шодхана, которой я научу и вас после лекции.

После занятий со мной, он стал чувствовать себя лучше. Через месяц появились первые результаты практики. Каждый день, приходя заниматься утром, он сталкивался с тем, что не может нормально дышать. Он не мог сразу начать свою практику асан — ему требовался отдых.

Через месяц он уже приступал к практике сразу же. Его дыхание возвращалось под контроль, и все дыхательные органы начали приходить в норму. Поразительно, какие чудеса творит йога. После полугода его самочувствие значительно улучшилось. Он принимал меньше лекарств. Он не мог отказаться от них совсем, но дозировки сократились. Я получил от него сообщение, в котором говорилось “Я жив благодаря вам”. “Не благодаря мне, а благодаря йоге, и всему, что я научился от наших учителей”, — ответил я.

Йоги подсчитали, что мы дышим 21600 раз в день. Именно столько раз мы вдыхаем и выдыхаем за 24 часа. Только после того, как мы привыкнем к практике асан, укрепим тело, нервную систему и легкие, можно начинать пранаяму. Даже в “Йога-сутрах” сказано:
Tasmin sati svasa prasvasayor gati viccedhah pranayamah

После завершения практики асан следует пранаяма, которая является задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Tasmin sati означает asanam siddhe sati — только освоив асаны, только после этого вы можете пробовать практику пранаямы. До этих пор — нельзя. В особенности это касается кумбхаки — задержки дыхания.

“Пранаяма” также имеет множество значений: удлинение дыхания, растягивание вдоха и выдоха — особенно вдоха. “Прана” означает вдох. Когда мы удлиняем его, это становится пранаямой. Сокращая количество дыханий в день, мы удлиняем свою жизнь.

В традиции хатха-йоги различают несколько кумбхак: сурья-бхедана, уджджайи, ситкари, ситали, бхастрика, брамари, мурча и плавини. Эти восемь кумбхака-пранаям необходимо делать регулярно, согласно “Хатха-йога-прадипике”.

Их практика не только сделает вас здоровыми, но и укрепит нервную систему. Удлинит вашу жизнь. В этом — красота асаны и пранаямы, которые являются основой вашей практики йоги или духовной практики, если уж на то пошло. Если ваш ум нестабилен, вы не сможете сидеть спокойно на одном месте. Ваше сознание будет постоянно метаться от одного к другому. Просто скрестив ноги и закрыв глаза вы не сможете достичь внутреннего покоя. Этого можно добиться только выполняя регулярную корректную практику и обладая правильным знанием. Эти две вещи — самые важные в практике йоги.

Как я уже говорил, вам нужен хороший учитель, чтобы с этим разобраться. Без учителя, занимаясь по книгам или видео — а на Youtube их можно найти миллионы — вы ничему не научитесь. Почему? Потому что за вами никто не наблюдает. Когда мы учим человека, в особенности с проблемами со здоровьем, нам необходимо его наблюдать. Смотреть, что для него хорошо, что работает, а что — нет. Может быть, нужны какие-то изменения.

Это похоже на прием у доктора. Он выдает вам рецепт на лекарство, и ему нужно удостовериться, работает ли оно. Он предложит вам принимать лекарство две недели, после чего оценивает результаты. Если лекарство подходит — хорошо. Если нет — он изменит предписание. Так же и с преподавателем йоги. Мы применяем и адаптируем разные техники, чтобы практика работала для ученика. Так все и работает.

Йога стала очень популярна. Она подобна океану. Мы зачерпываем пару ведер воды и изучаем ее. Что бы мы не ждали от йоги, она может дать это. Можно практиковать чтобы улучшить здоровье или достичь просветления. Йога может предложить многое. Это не просто оздоровительная техника — для йогина основная цель — самореализация.

Но сейчас йога адаптирована для всех — для поддержания здоровья и внутреннего равновесия. Мне очень нравится программа, которую делает Эдди со своими коллегами, преподавая йогу в школах. Это очень нужно детям, ведь их отвлекает столько всего. В действительности, мы учим их, чтобы дать им хорошее будущее — ведь это отличная основа. Постепенно они вольются в практику йоги и она станет частью их жизни.

Многие дети в Индии страдают от заболеваний дыхательной системы из-за загрязнения. Это проблема всех больших городов, не только в Индии — повсюду. Это большой вред для детей. Их умы неспокойны, они постоянно кашляют. Они не могут сосредоточиться ни на учебе, ни на любых других занятиях, будь то спорт или что-то еще. Так что йога необходима в школах — это хороший вклад в будущее следующих поколений.

Сейчас мы попробуем простую дыхательную технику. Вы можете выполнять ее когда угодно — в любой день и время суток. Если вам хочется с кем-то поссориться, пожалуйста, не делайте этого; просто найдите тихий уголок и подышите таким образом. Эта методика называется нади-шодхана. Нади-шодхана пранаяма — из тех техник, что очищают нервную систему и успокаивают. Сейчас мы попробуем, а затем я закончу свою речь.




В йоге используется много мудр. Для этой пранаямы есть простая мудра. Используйте правую руку. Согните средний и указательный пальцы, выпрямите безымянный и мизинец. Постарайтесь сесть прямо. Закройте правую ноздрю правым большим пальцем, сделайте вдох через левую ноздрю. Многие из вас выполняли это на моих уроках йоги.






Зажимайте правую ноздрю, вдыхайте через левую. Затем закройте левую ноздрю безымянным и мизинцем, и сделайте выдох через правую. Давайте повторим. Вдыхайте через левую, зажав правую. Выдыхайте через правую. Вдыхайте через левую. Выдыхайте через правую. Повторяйте этот цикл пять раз. Затем поменяйте направление. Зажимайте левую ноздрю и вдыхайте через правую. Зажимайте правую и выдыхайте через левую. Делайте вдох максимально длинным. Пожалуйста, не задерживайте дыхание. Как только вдох закончен — выдыхайте.






Вы сразу же можете почувствовать себя очищенными. Йога, в особенности асаны и дыхание — единственная практика, которая не перегружает ваше тело. Вы можете делать и другие упражнения — бег, спортивная ходьба, другие виды спорта — но все они, если понаблюдать, очень нагружают сердце.

Практика асан — единственная, которая не дает чрезмерной нагрузки. Она успокаивает тело и дух. Она успокаивает дыхание. В этом красота йоги.

Давайте споем заключительную молитву. Это молитва за весь мир — о том, чтобы все живые существа жили счастливо. Пожалуйста, повторяйте за мной. Большинство моих учеников знают слова.
Om svasti prajabhyaha paripalayantam nyayena margena mahim mahishah | Gobrahmanebhyah shubham astu nityam lokah samastah sukhino bhavantu ||

Пусть благодать пребывает со всеми,
Пусть правители ведут нас путями праведности,
Пусть органы чувств мудрых воспринимают только добродетельное,
Пусть все миры будут счастливы.



Большое спасибо. Благодарю Эдди за приглашение. Спасибо, и хранит вас Бог.