30 нояб. 2017 г.

Жизнь как ритуал, ритуал как жизнь

Эдди Штерн


YOGA+SCIENCE с Эдди Штерном в Москве
Семинар Эдди Штерна в Москве

Источник: Ashtanga Yoga New York
Перевод: Мария Коробова





Фото Роберта Мозеса


С приближением Дня благодарения и сезона праздников наш ум естественным образом готовится к праздничным ритуалам, а также радостям и стрессам, которые приходят вместе с ними. Праздники заставляют нас остановиться на мгновение, чтобы мы могли провести время с семьей и друзьями, но также довольно часто требуют серьезной подготовки. Мы украшаем наши дома, готовим особенную пищу и делаем много покупок. И хотя, к сожалению, многие праздничные ритуалы приобрели коммерческий характер, изначальная идея, лежащая в основе ритуала, состоит в том, чтобы привнести упорядоченность в нашу жизнь. Мы измеряем наши жизни течением времени: сменой часов, недель, месяцев, сезонов и лет, и праздники становятся разграничивающими метками между этими периодами. Наши жизни наполнены ритуалами, начиная с устоявшихся в обществе обычаев и заканчивая тем, как мы утром встаем с постели и начинаем готовиться к рабочему дню. Но часто наш обычный распорядок дел становится механическим, они переходят в привычки, и мы начинаем сомневаться в том, есть ли смысл в этой повседневной рутине и нашей жизни. Однако, обыкновение делать что-то осознанно и в состоянии присутствия может превратиться в ритуал и использоваться для того, чтобы организовать наше время, наш день, и создать внутреннее стремление к исполнению и завершению (действия).



В индуистской традиции в течение года проводятся сотни фестивалей и праздников. Когда мы с Джоселин подолгу находились в Майсуре, многие шутили на тему того, сколько дней на самом деле нужно практиковать, потому что каждый месяц шала закрывалась в связи с проведением то одной пуджи, то другой, то одного праздника, то другого. Рынки были завалены специальными цветами или фруктами, улицы украшались для чествования Ганеши или Богини, празднования победы над Раваной или каким-нибудь другим демоном. В такой атмосфере легко было почувствовать, что ритуал не был чем-то отдельным от повседневной жизни, а наоборот был важной ее частью. Суть ритуала состоит в том, что это любое действие или деятельность, которая приобщает нас к чувству божественного, священного, к Богу. Больше всего я люблю определение ритуала, которое дал один ортодоксальный раввин при проведении Суккота - еврейского паломнического праздника, во время которого нужно провести ночь вне дома. Был поздний морозный ноябрьский вечер, когда все раввины были хорошенько согреты водкой, рассуждая о том, что они практикуют ритуал, чтобы ощутить присутствие Бога, или Святой силы, и чтобы почувствовать это присутствие в нас, как нашу сущность, настолько же близкую к нам, как наше собственное дыхание.

В «Книге Бытия» говорится:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Это взаимодействие между Богом и человеком было самым первым, сокровенным ритуалом, произошедшим в человеческом сознании, как только Бог вошел в нас через акт Божественного дыхания. Сложно назвать другое настолько же сокровенное действие как дыхание; когда мы настраиваем наше сознание на дыхание, или наше дыхание со-настраивается с дыханием другого, мы ощущаем абсолютное единство бытия. Это первое дыхание было, по сути, дыханием жизни, дыханием совершенной гармонии со всем существованием.

Пандит Раджмани Тигунаит сказал, что у ритуала «два предназначения - раскрытие и увеличение личного внутреннего потенциала и объединение его с космической силой, и выражение уважения и благодарности космическим силам, которые непрерывно обеспечивают свет и жизнь для всех живых существ».

Эти цели можно соотнести с двумя категориями намерений, которые мы встречаем в йоге:
  • усилие,
  • предание себя (Богу, практике и проч.) (surrender).

Прилагаемые нами усилия - это карма, что означает «действие». Это выражение нашей собственной воли, такой, которая направлена на рост, раскрытие, контакт. Это не попытка получить, завоевать или подчинить себе, а намерение установить связь, искать и размышлять.

Но в тот момент, когда мы понимаем, что усилие, совершаемое нами, в действительности не принадлежит нам индивидуально, и что мы обязаны своим существованием чему-то большему - мы предаём себя Ему, что также называется бхакти. Если вы верите в Бога, тогда вы можете чувствовать, что каждое выполняемое вами действие обусловлено божественным дыханием, которым Он наполнил вас. Не только в тот самый первый раз Бог вдохнул в наши ноздри, но с каждым вдохом, который мы делаем, Бог наполняет наше дыхание Своим. Каждый раз, когда мы наблюдаем свое дыхание, если мы можем ощутить или представить, что Бог дышит через нас, тогда наш ум и сердце несомненно наполняются преданностью и благодарностью. Это не только устраняет напряжение при дыхании, но также устраняет напряжение в нашем существовании, потому что знание и чувствование того, что через нас дышит Бог, действует успокаивающе, дает чувство безопасности, того, что нас хранит божественная сила.

В самом простом понимании, выполнение действия с мыслью о том, что «это действие совершается не по моей собственной воле, а все, что я делаю, происходит по божественной милости, и поэтому я преподношу свои усилия в качестве благодарности Богу», - есть предание себя Богу, или бхакти.

Если вы не верите в Бога, то те же самые идеи могут быть отнесены к природе. Мы не существуем отдельно от природы, что, хоть и совершенно очевидно, но часто забывается, поскольку многие из нас так разъединены с естественными циклами дней, месяцев и лет. Природная цикличность дня и ночи, смены сезонов, соблюдение произвольной концепции Григорианского календаря, и, в особенности, связь с цикличностью нашего собственного дыхания, полностью перестали осознаваться нами. Для тех, кто верит в природу, или энергию, но не в Бога, ритуал - это восстановление контакта с космическими силами природы, ощущение единства и связи с землей, дождем, солнцем, воздухом и атмосферой, которые служат нам опорой, поддерживают и питают нас.

Пять элементов природы составляют биосферу, в которой мы живем, интегральной частью и выражением которой мы являемся. Все в биосфере представляет собой проявление природы, ничто не появляется в ней самостоятельно. Мы пришли из этого, и мы сделаны из этого. В составе наших тел есть пыль, оставшаяся от сотворения звезд, и миллиарды лет мироздания пульсируют в нас. Ритуал служит для соединения нас с этим аспектом реальности, поскольку существует много ее аспектов, и человеческая вселенная - только один из них.

Миманса, одна из систем индийской философии, говорит о том, что вселенная - это алтарь, и все, что есть в жизни, - это грандиозный ритуал, исполняемый на алтаре Божества. Каждый человек - это микро-образ макрокосмического алтаря, и вся деятельность в нашей жизни, следовательно, представляет собой мини-ритуалы. Все наши ежедневные дела, от чистки зубов до обычаев приветствия друг друга (различных в разных культурах), в действительности являются мини-ритуалами.

И где же этот алтарь? Кто совершает служение? И тот, и другой - это недоступное нашему зрению, непостижимое Сознание, или Брахман. Сознание - это и ритуал, и подношение, и тот, кто исполняет ритуал. В «Бхагавадгите» (4.24) Кришна говорит:
brahmarpanam brahma havir
brahmagnau brahmana hutam |
brahmaiva tena gantavyam
brahma-karma-samadhina ||
Абсолютное сознание - это и процесс подношения,
и жертва, принесенная на огонь Сознания.
Тот, кто знает Абсолют как действие и как совершающего все действия,
только тот достиг чистого Сознания. 

Мы не видим Того, кто совершает ритуал, но можем видеть некоторых участников игры, которые являются частью ритуала: людей, животных, растения, горы, все, что есть на этой планете, и миллиарды вселенных и триллионы звезд. Становясь частью этого ритуала - погружаясь в него умом и действием, усилием, наполненным намерением и преданием, основанным на знании о том, что не мы являемся Исполнителем этого ритуала - мы находим контакт с непостижимым Сознанием, и чувствуем умиротворение, целостность и единство.

Пандит Тигунаит превосходно говорит о том, что «тот, кто желает дышать и жить должным образом, не должен нарушать дыхание космической жизни. Вмешательство в дыхание других нарушает ритм космического дыхания», и что, не нарушая дыхание другого, оставаясь верным своему предназначению, «он утверждает мир и гармонию в дыхании космической жизни».

Исходя из этого, на практике, как исполнить ритуал, чтобы достичь гармонии с космическими ритмами?

  • Мы можем наблюдать наше дыхание. И чувствовать, что либо Бог дышит через нас, либо Вселенная. И, сдавшись этому процессу, ощущать, как чувство защищенности приходит через наше дыхание.
  • Мы можем принимать участие в ежедневных ритуалах жизни (таких как прием пищи, общение, работа, сон, принятие душа), сохраняя в уме и в сердце идею о том, что все наши действия являются частью космического ритуала.
  • Мы можем помнить о том, что ритуал ведет к внутреннему пробуждению осознания и внимания, и использовать любую деятельность, которую мы выполняем в течение дня, для того, чтобы переживать микро-моменты полноты внимания и благодарности.
  • Мы можем напоминать себе, когда это всплывает в памяти, что любое взаимодействие, в котором мы участвуем: с человеком, животным, природой, технологией, или своим собственным умом, мы можем осуществлять с позитивным чувством, любовью, сопереживанием и заботой.

Любой из этих пунктов и все они вместе могут служить мини-ритуалами, выполняемыми в течение дня, чтобы напоминать нам о том, что жизнь священна, что наше взаимодействие с людьми и всем, что есть в мире, также священно. Это напоминание о том, что нужно быть чутким, добрым, правдивым, относиться ко всем живым существам и природе с уважением и заботой. И с приближением праздничного сезона, который чаще всего бывает хаотичным и напряженным, введение в свою жизнь небольших ежедневных ритуалов может оказаться полезным при организации больших, когда приходит их время.