28 июл. 2018 г.

Гуру-пурнима. Хармони Слэйтер



 Перевод: Аня Ян

Сегодня праздник Гуру-пурнима, а также полное лунное затмение - возможно, самое продолжительное в XXI веке. Когда случается полное лунное затмение, Луна окрашивается в удивительный красный цвет, и потому называется “кровавой луной”. 
В древние времена лунное затмение считалось страшным знамением пришествия в мир некоей темной силы - тогда как в настоящее время, кажется, затмение воспринимают как необыкновенное событие, способное открыть нам высший уровень понимания и помогающее нам на пути духовного роста. Мне кажется весьма увлекательным то, как сильно зависят взгляды людей от настроений и суеверий, бытующих в их эпоху, и что все такие важные для нас сейчас убеждения неизбежно поменяются в будущем. Есть некоторое утешение в том факте, что в этом мире есть хотя бы одно неизменное - и это Изменение.


Гуру-пурнима - индийский праздник в честь наших духовных учителей, или Гуру. Это особый момент, чтобы выразить благодарность тем, что направлял нас и помогал развитию нашего сознания. 

Не знаю как вы, но я в этом году много размышляла о сущности “гуру”, пытаясь разобраться в своих чувствах относительно этой концепции. Я получила ученую степень в философии и религии и, благодаря моему образованию, я привыкла подходить к подобным понятиям критически. Меня учили анализировать идеи с разных точек зрения, приводить аргументы и контраргументы, пока не появится некий итог. Именно таким образом я рассуждала сама с собой в тишине.


Сегодня, пока я вспоминаю все то время, которое мне посчастливилось находиться в Майсоре, Индия празднует день рождения Шри К. Паттабхи Джойса (которое совпадает с Гуру-пурнимой). Я не могу удержаться от глубокого чувства благодарности за все дни практики и обучения у него и Шри Р. Шарата Джойса. В то же время, я ощущаю печаль, что не все оказались способны оглянуться назад и вспомнить Гуруджи с той же нежностью. Эти смешанные чувства вернули меня к размышлениям о том, что значит иметь гуру, как формируется эта связь, как она трансформируется, и как мы можем чтить друг друга в этом смысле.

В конечном счете, принцип гуру содержит в себе ответ на молитву, которую мы находим в Брадараньяка Упанишаде (Bṛhadāraṇyaka Upaniṣad):

asato mā sadgamaya
tamasomā jyotir gamaya
mrityormāamritam gamaya


От неведения веди меня к знанию
От тьмы веди меня к свету
От смерти веди меня к бессмертию


Гуру - это кто-то или что-то, способное устранить невежество, тьму и наши негативные паттерны и направить нас к правде, свету и благостной жизни. В Индии говорят, что первый гуру - это мать. Именно из-за этого убеждения в Индии весьма почитают матерей, как первых учителей будущих поколений.

В моем понимании признание кого-то своим гуру сродни влюбленности. Вы становитесь слепы к его или ее несоответствию требованиям, ошибкам или даже явным проступкам. Для вас эта личность сияет таким ясным светом, что вы даже не представляете, как другие могут не быть так же очарованы. Таким образом, очень сложно понять или принять, как твой возлюбленный гуру может оказаться в действительности кем-то иным, не таким, как ты его или ее видишь. Когда ты полон любви, практически невозможно увидеть, что возлюбленный - просто обычный человек, со своими слабостями, привязанностями и неуверенностью, как и остальное человечество.

Иной способ смотреть на отношения гуру-шишья (учитель-ученик) - как на отношения ребенка и родителя. В Индии это во многом так и есть, и зачастую эта связь устанавливается задолго до того, как ученик становится взрослым.
Для детей родители - супергерои и даже боги; им невозможно понять, как для других взрослых их герой может быть просто жуликом.
Личность гуру остается для нас на подобном пьедестале до тех пор, пока отношения или мы сами не становимся зрелыми. Ведь любовь, как говорится, слепа. Затем в один прекрасный день мы смотрим на своего учителя новыми глазами, с точки зрения, весьма отличной от той, что была прежде; окрашенной пониманием, расцветающим с опытом. Мы неизбежно сталкиваемся с тем, что этот неприкасаемый идеал оказывается совсем не тем, кем мы его или ее считали. Рано или поздно абсолютно каждый человек в нашей жизни, которому мы придем статус Просветленного (или Übermensch) не оправдает наших надежд.

Подобно тому, как дитя не может оставаться ребенком навечно, а в самой сути любого самого слепого романтического увлечения изначально заложено зернышко трагедии угасающей любви, ученик обречен рано или поздно повзрослеть. Но если связь с гуру трансформируется в отношения, полные взаимного уважения, принятия и открытости, несмотря на все несовершенства друг друга, тогда они могут продолжаться и преодолевать все препятствия.

Парадокс заключается в том, что ваши родители остаются вашими родителями, независимо от того, нравятся они вам или нет; когда вы действительно любите, вы полностью охвачены этим чувством, хотите ли вы того или нет; испытав глубочайшее предание себя другому человеку - такое, что вы признали его своим гуру, я бы сказала, что практически невозможно прекратить эту внутреннюю связь - даже если вы видите и признаете темную обратную сторону обладания большой властью, или же тень, павшую на его пьедестал и затмевающую сияние его света. Пожалуй, вы можете любить кого-то, даже если он вам в то же время не очень нравится.

В таком случае, вся идея “гуру” должна быть возвышена от простой привязанности к физически существующей личности, или воплощенного существа, до ассоциирования его с самим принципом просветления. Подобно состоянию Будды или сознанию Христа, высший гуру, учитель всех учителей, открыт нам в любое время, где бы мы ни были. 

“Лотосные стопы гуру” - древний символ, воплощающий присутствие божественного на земле. Это напоминание о том, что настоящее благо духовной практики в том, что в ней заключен способ увидеть Бога во всем. Садхана становится методом физического осуществления чего-либо, символизирующее наши молитвы, подношение своих недовольств и эго к стопам чего-то высшего чем мы сами. Кому или чему принадлежат эти стопы - не суть важно.

Концепция гуру - лишь способ облегчить нам задачу взращивания смирения и преданности чему-то, выходящему за рамки физической формы, высшему закону Вселенной, дао, бесконечности.
Известная шлока звучит на санскрите так:


Guru Brahma, Guru Vishnu
Guru Devo Maheshvara
Guru Sakshat Parabrahma
Tasmai Sri Guruve Namah

Гуру - это Брахма, Гуру это Вишну,
Гуру это Махешвара (Шива),
Гуру это высшая реальность (Парабрахма),
Мы преклоняемся ему.

Брахма, Вишну и Шива олицетворяют бесконечный цикл создания, сохранения и разрушения, который и является предельной, не имеющей формы реальностью. Это закон, управляющий всем сущим. Ṛta - принцип естественного порядка, регулирующий, согласовывающий и управлящий всей Вселенной и всем, что она в себе заключает. Именно с этой силой мы должны войти в правильные отношения.

Сегодня, в эту уникальную Гуру-пурниму, совпадающую с полным лунным затмением, я преклоняюсь перед высшей силой, освещающей путь множества людей, которых я повстречала на своем жизненном пути: семьи, друзей, учителей и учеников, детей, возлюбленных и даже обидчиков и противников… Каждый человек сыграл свою роль в развитии моего сознания, и я благодарна за это. И это, как мне кажется, не может быть иначе.

OM SRI SARVE’BHYO BRAHMANE’BHYO NAMAHA

Я преклоняюсь перед состоянием сознания, 
полностью вмещающего все без изменений 
в своей естественной сущности.

Источник: http://harmonyashtanga.com/blog-reflections/2018/7/27/guru-purnima-2018