31 авг. 2018 г.

Александр Смиркин. Эффект маюрасаны

Практикум по «Хатхапрадипике». Маюрасана (1.30)
Фотокредит Светлана Максимова



Текст: Александр Смиркин

Предисловие

«Хатхапрадипика» с комментариями Кришнамачарьи

1. «Хатхапрадипика» — это классический текст по хатха-йоге, датируемый серединой 15 века, автором которого является йогин Сватмарама. Думаю, не ошибусь, если скажу, что «Хатхапрадипика» вместе с «Йогасутрами» и «Бхагавадгитой» входит в тройку наиболее популярных произведений среди занимающихся йогой. «Хатхапрадипика» будет особенно интересна тем, кто в том или ином виде практикует описанные в ней техники — асаны, пранаямы, мудры.

2. «Хатхапрадипика», как и многие индийские первоисточники, изложена сжато, местами метафорично и в стихах. Считается, что древние тексты следует изучать в рамках какой-нибудь комментаторской традиции, иначе их адекватное понимание невозможно. Классическим комментарием к «Хатхапрадипике» является «Джйотсна», написанная Брахманандой в 18 веке. Помимо этого, многие учителя практических школ йоги посчитали необходимым разъяснить «Хатхапрадипику» в русле своего метода. Не был исключением и Тирумалай Кришнамачарья, который со слов его учеников при обучении «Йогасутрам», «Бхагавадгите», «Хатхапрадипике», «Гхерандасамхите» и т. д. снабжал их своими комментариями.

3. Однако, при жизни Кришнамачарьи эти комментарии не публиковались, более того, неизвестно о существовании рукописей Кришнамачарьи с этими комментариями. Возможно, они спонтанно рождались у него в процессе обучения и были записаны только его учениками. В 2005 году Т. К. В. Десикачар, сын и ученик Кришнамачарьи, познакомил нас с его комментариями к «Йогасутрам», а в прошлом году А. Г. Мохан, другой его ученик, издал «Хатхапрадипику» с комментариями Кришнамачарьи*.

*Haṭha Yoga Pradīpikā with notes from Krishnamacharya / A. G. Mohan & Dr. Ganesh Mohan. — Svastha Yoga, 2017.



Обложка книги А. Г. Мохана



4. В предисловии Мохан написал, что «Хатхапрадипика» полна неясностей и противоречий, многие из которых не может разъяснить даже «Джйотсна». Поэтому Мохан решил познакомить всех с информацией, переданной ему Кришнамачарьей в процессе длительного индивидуального обучения «Хатхапрадипике» в конце 1970-х, которая была тщательно им записана и сохранена.

Практикум по «Хатхапрадипике»

5. Для знакомства с комментариями Кришнамачарьи к «Хатхапрадипике» мы стали изучать этот текст на моих еженедельных воскресных практикумах в «Пране» на Войковской. Эти занятия открыты для всех желающих, к ним можно присоединиться в любое время, поскольку мы часто возвращаемся к пройденному материалу, рассматривая его контексте новой информации.

6. В начале строфа за строфой мы разбираем санскритский оригинал «Хатхапрадипики» по критическому изданию института Кайвальядхамы (1970). Затем, полученный перевод мы рассматриваем через призму различных комментаторских традиций, прежде всего, Брахмананды (по критическому изданию «Джйотсны» института Кайвальядхамы, 2011) и Кришнамачарьи (по книге А. Г. Мохана). Также мы обращаемся к комментариям, созданным в рамках школ йоги Свами Сатьянанды Сарасвати и Шайлендры Шармы (для цели нашего курса эти источники являются вторичными, поэтому мы ограничиваемся их русскоязычными изданиями). После этого мы пытаемся найти практическое применение полученным знаниям в рамках метода Кришнамачарьи — Паттабхи Джойса. Процесс это занятный, приводящий иногда к неожиданным открытиям.




Практикум по «Хатхапрадипике». Техника маюрасаны
Фотокредит Светлана Максимова


Терапевтический эффект маюрасаны и история его обсуждения

7. Недавно мы приступили к изучению строф 1.30-31 с описанием маюрасаны. Считается, что это самая ранняя из известных нам «тренировочных» поз, первое упоминание которой относится к 10 веку (см. ниже). Согласно «Хатхапрадипике» эта асана обладает поистине чудодейственными свойствами — избавляет от всех болезней абдоминальной области, улучшает пищеварение, является антидотом против сильных ядов. Четыре года назад мной была написана заметка с попыткой разобраться как эти эффекты маюрасаны, переходящие из книги в книгу, соотносятся с санскритским оригиналом и аюрведической наукой. После этого состоялось её обстоятельное обсуждение в фейсбучной терапевтической группе Артема Фролова, в котором приняли участие специалисты, обладающие глубокими знаниями в области физиологии, аюрведы и йоги — Артем Фролов, Андрей Головинов, Дмитрий Демин, Мария Хавкина и другие.

8. В результате, как мне кажется, мы подошли к новому толкованию строфы 1.31 «Хатхапрадипики» о терапевтическом воздействии маюрасаны, которое глубже проникает в суть проблемы, чем все известные на сегодня переводы и комментарии. Вашему вниманию представлена основательно исправленная и дополненная статья, в которую, помимо прочего, включены некоторые результаты исследований группы учеников Алексиса Сандерсона по поиску и критическому переводу ранних текстов хатха-йоги и других её артефактов.

9. Следует отметить, что в книге А. Г. Мохана строфы 1.30-31 Кришнамачарьей не комментировались.


Истоки терапевтических знаний об асанах

10. Связь йоги и аюрведы известна с давних времен и отражена в основополагающих текстах этих традиций, датируемых началом нашей эры, — в аюрведической «Чаракасамхите» имеется раздел с описанием аштанга-йоги, а в «Йогасутрах» встречаются некоторые аюрведические термины, например, дхату и доша. Однако, тексты того времени ограничивались лишь перечислением небольшого количества асан, рекомендованных к использованию в качестве поз для медитативных и дыхательных практик.

11. Спустя сотни лет в текстах по хатха-йоге асаны стали описываться более подробно, а среди поз появились те, которые не предназначены для практик в положении сидя. В «Виманарчанакальпе» (10 в.), принадлежащей вишнуитской агамической традиции вайкханаса, имеется самое раннее на сегодня описание несидячей позы — маюрасаны. В другом вишнуитском тексте, «Васиштхасамхите» (12-13 в.), к маюрасане добавляется описание еще одной несидячей позы — куккутасаны (см. о ней статью Дж. Берча).

12. Также в текстах стало отмечаться положительное влияние асан здоровье. В «Вивекамартанде» (12-13 в.) (позже известна под именем «Горакшашатака») утверждается:
Лучшие из йогинов избавляются от заболеваний с помощью асаны, от грехов — с помощью пранаямы, от ментальных проблем — с помощью пратьяхары… (92).


13. В «Йогаяджнявалкье» (13-14 в.) после описания содержащихся в ней восьми асан отмечается, что ими «устраняются все внутренние болезни и яды» (3.17)*.
*Строфы с асанами заимствованы «Йогаяджнявалкьей» из «Васиштхасамхиты», однако указанное замечание в «Васиштхасамхите» отстутствует. Вероятно, автор «Йогаяджнявалкьи» черпал сведения о целительном эффекте асан из других источников.

14. В «Хатхапрадипике» (15 в.), в которую включены практически все асаны из предшествующих ей текстов, описание их терапевтического воздействия выходит на новый качественный уровень. Сватмарама начинает с указания на то, что с помощью асаны, первой из четырёх анг хатха-йоги, можно избавиться от болезней, обрести устойчивость* и телесную лёгкость (1.17). Затем им выделяются две линии происхождения асан — одна от муни, другая — от йогов, которые связаны с именами соответственно Васиштхи и Матсьендры (1.18). Вероятно, в этих линиях были разные представления о воздействии асан на человека.
*Устойчивость к внешним воздействиям, а также способность быстро восстанавливать прежнее физическое и душевное состояние (что в английском языке обозначается словом resilience) — была одной из тем моего выступления об адаптационных процессах в йоге на конференции Эдди Штерна Yoga&Science в Москве в январе 2018 года.

15. Эффект асан, заимствованных Сватмарамой из «Васиштхасамхиты» (линия Васиштхи), описан, как правило, скудно, общими фразами, например, «излечение от всех болезней» (sarvavyādhivināśana) (бхадрасана, 1.54, см. также «Васиштхасамхита», 1.79), или «избавление от грехов» (маюрасана). Асаны по линии Матсьендры снабжены более развернутыми терапевтическими характеристиками, например, матсьендрасана описывается как «разжигающая джатхару (пищеварительный огонь), устраняющая многочисленные ужасные болезни, пробуждающая кундалини и сберегающая чандра-бинду» (1.27).

16. Вероятно, в тантрической традиции Матсьендры оздоровительному воздействию асан уделялось больше внимания, чем в традиции йоги Васиштхи, связанной с аскезой и тапасом. Если технику исполнения маюрасаны Сватмарама заимствовал у Васиштхи, то терапевтические сведения о ней он взял, скорее всего, из тантрических текстов «линии Матсьендры».


Техника исполнения (1.30)


Маюрасана (Кайвальядхама, 2011)



dharām avaṣṭabhyaḥ kara dvayena
tad kūrpara sthāpita nābhi pārśvaḥ
ucca āsanaḥ daṇḍa vat utthitaḥ khe
māyūram etat pravadanti pīṭham
На опоре удерживающийся на кистях так, чтобы локти находились возле пупка, в поднятом положении как палка вытянутый в воздухе, — [йоги] называют это позой павлина (пер. А. Смиркина).



17. Основное пояснение к технике этой позы — горизонтальный характер ее выполнения. В комментаторской традиции Кайвальядхамы говорится, что голова и ноги должны располагаться на одной высоте (samunnata śirapādam) со ссылкой на «Тришикхибрахманопанишаду» (секция мантр, 48) и «Йогамимансу» (I.2). Подчеркивается, что данная форма позы называется данда-маюрасана, но существуют и другие формы асаны, описанные в «Хатхаратнавали» Шринивасы. Брахмананда также отмечает, что тело должно быть поднятым равномерно (tulyamutthita) — khe śūnye daṇḍavat daṇḍenatulyamutthita ūrdhvaṁ sthito…




Маюрасана в системе виньяс аштанга-йоги.
Из книги Петри Ряйсянена «Нади-шодхана»



Терапия маюрасаны (1.31)

harati sakala rogān āśu gulma-udara-ādīn
abhibhavati ca doṣān āsanaṁ śrī mayūram|
bahu kad aśana bhuktaṁ bhasma kuryāt-aśeṣaṁ
janayati jaṭhara-agniṁ jārayet kālakūṭam 
Благая маюрасана быстро преодолевает все болезни gulma-udara и др. и doṣāḥ; обильно употребленная ненадлежащая пища будет переварена без остатка, [маюрасана] вырабатывает пищеварительный огонь и нейтрализует яд (калакута) (пер. А. Смиркин).

18. У Мониер-Вилльямса мы находим следующий подходящий для контекста перевод:
  • gulma — (букв. куст) селезёнка; хроническое увеличение селезёнки и других брыжеечных желёз; 
  • udara — живот, желудок; увеличение живота от водянки или метеоризма; 
  • doṣāḥ — традиционные индийские гуморы (доши) — вата, питта, капха; заболевания, вызванные расстройством дош

19. В комментарии Брахмананды (gulmo roga-viśeṣaḥ udaraṁ jalodaraṁ te ādī yeṣām plīhādīnāṁ) содержится два поясняющих термина:
  • jalodara — водянка; 
  • plīhan — селезенка, заболевание селезёнки (согласно замечанию А. Головинова здесь имеется ввиду плиха-рога плиха-удараспленомегалия). 

20. Получается, что маюрасана быстро излечивает все болезни, связанные с увеличением селезенки (спленомегалия), брыжеечных желез и живота (водянка, метеоризм и т. п.), а также устраняет заболевания, вызванные расстройством дош

21. Критические англоязычные переводы «Хатхапрадипики» и «Джйотсны» института Кайвальядхама в целом соответствуют этому переводу:
  • «все опухоли/вздутия (tumour) и болезни селезёнки и желудка», «расстройства дош» (1970); 
  • «все болезни», «опухоли (вздутия) абдоминальной области» (2011); 
  • «болезни абдоминальной области, желудка, селезенки такие как опухоли (вздутия) и др.», «побеждает расстройства ваты, питты и капхи и лень (sic!)» (2011). 


Маюрасана, А. Смиркин
Фотокредит Светлана Максимова


Возражения

22. Артем Фролов выразил сомнение в том, что маюрасана показана при водянке живота (асците), которая характеризуется накоплением свободной жидкости в брюшной полости. Наиболее частые причины асцита — цирроз печени и злокачественные опухоли брюшной полости и малого таза. Выполнение майюрасаны при асците, вызванном циррозом печени, может быть технически затруднительно и спровоцировать нежелательные и крайне тяжелые осложнения (такие, как кровотечение из варикозно-расширенных вен пищевода); при асците, вызванном наличием злокачественной опухоли в животе, резкое давление на неё может спровоцировать её деструкцию, распад и внутреннее кровотечение.

23. Александр Смиркин для уточнения значения термина гульма обратился к «Сушрутасамхите». В ней гульма определяется как вздутия или опухоли, возникающие в пяти областях: брюшной полости (коштха) (с двух сторон), в области сердца, мочевого пузыря и пупка. Их называют гульма (куст) потому что трудно локализовать их корень и установить причину. Как правило, это фантомные опухоли, вызванные расстройством ваю или дош и не связанные с органическими изменениями, в отличии от видрадхи (гнойников).

24. Дмитрий Демин нашел в «Чаракасамхите» главы, посвященные диагностике и лечению гульма. Однако, сам термин в тексте не объясняется — сразу идет перечисление типов: ватапиттакапха, всех дош, от повреждения крови. Поясняется, что речь идет о «фантомной опухоли», однако, в некоторых случаях, например, при нагноении, рекомендуется прибегать к хирургическому решению (39). Возникает вопрос — как «фантомная опухоль» может нагноиться? Указываются признаки того, что гульма еще не нагноилась — это 1) тяжесть и плотность ее формы, 2) локализация глубоко в мышечной ткани, 3) отсутствие изменения цвета кожи, 4) ее сохранение прочно на одном месте, «приподнято»... Видимо, гульма не «фантомное», а реальное опухолевое образование в брюшной полости разной этиологии, но не асцит («локализация глубоко в мышечной ткани»). У выполнения маюрасаны в этом случае также сомнительные перспективы.

25. Мария Хавкина предположила, что под «фантомной опухолью» может пониматься грыжа передней брюшной стенки. Тогда нагноение может быть вызвано ущемлением грыжи грыжевыми воротами с воспалением, некрозом части грыжевого содержимого и т. д. Пять областей возникновения гульма, перечисленные в «Сушрутасамхите», коррелируют с грыжами — пупочной, диафрагмальной, возможно, паховой. Логика давления локтями и весом тела на место выпячивания грыжи — возможность её вправления.


Параллельные места

26. Артем Фролов отметил, что в «Гхерандасамхите» (18 в.) описание эффектов майюрасаны повторяется почти слово в слово (строфа, вероятно, была полностью заимствована из «Хатхапрадипики» — А. Смиркин), но вместо gulmodarādīn использован оборот gulmajvarādīn — jvara — лихорадка.)

27. Пробежавшись по тексту «Хатхапрадипики», я обнаружил несколько мест, в которых встречаются обсуждаемые нами термины — это описание терапевтических эффектов басти (2.27), ситали (2.58) и махамудры (3.17). Примечательно, что в этих случаях описывается схожий с маюрасаной комплекс проблем — опухоли/вздутия (гульма), заболевания живота/абдоминальной области (удара), заболевания селезенки (плиха), лихорадка (джвара), расстройство дош.


gulma-plīha-udaraṁ ca api vāta-pitta-kapha-udbhavāḥ
basti*-karma-prabhāveṇa kṣīyante sakala-āmayāḥ (2.27)
*Дмитрий Демин нашел в «Чаракасамхите» рекомендацию выполнять басти для лечения гульма, локализованной в толстом кишечнике.

gulma-plīha-ādikān-rogān-jvaraṁ pittaṁ kṣudhāṁ tṛṣām
viṣāṇi śītalī nāma kumbhika-iyaṁ nihanti hi (2.58)

kṣaya-kuṣṭha-gudāvarta-gulma-ajīrṇa*-purogamāḥ
tasya doṣāḥ kṣayaṁ yānti mahāmudrāṁ tu yo'bhyaset (3.17)
*ajīrṇa — несварение


Аюрведическая традиция

28. Существенную помощь в прояснении картины оказали материалы Encyclopedic Dictionary of Ayurveda, предоставленные А. Головиновым. Согласно им удара-рога, или болезни абдоминальной области, представляют собой общее увеличение абдоминальной области, вызванное длительным ослаблением пищеварительной функции (mandāgni) и/или нарушением пищеварения (ajīrṇa). Из восьми разновидностей этих болезней, четыре вызваны расстройством дошвата-удара, питта-удара, капха-удара, саннипата-удара; пятая — увеличением селезенки (плиха-удара) или печени (якриддалюдара); шестая — непроходимостью кишечника (баддха-гудодара); седьмая — повреждением абдоминальной области (парисравюдара) и восьмая — накоплением жидкости (джала-удара). Относительно четвертого вида болезней — саннипата-удара — поясняется, что они вызваны отравлением медленными ядами, симптомами которого является истощение, анемия, сухость во рту, частые головокружения.

29. Гульма — это круглая, подвижная или неподвижная выпуклость, типа железы, появляющаяся в животе и меняющая размер время от времени. Симптомы: потеря аппетита, затруднения с дефекацией, мочеиспусканием и выходом газов, вздутие живота и чрезмерная отрыжка. В качестве основных причин указывается расстройство дош (вата-, питта- и капха-гульма), а в качестве мест локализации — пять областей: 1-2) обе стороны вдоль живота, подреберной области, поясницы и подвздошной области (паршва), 3) эпигаструм (хридая), 4) пупочная область (набхи) и 5) подчревная область (басти).

30. Причины питта-гульма — острая, кислая, горячая пища, злость, воздействие солнца и огня, накопление в теле непереваренных остатков пищи и т. п. Симптомы: лихорадка, покраснение лица и тела, сильная боль в животе после еды и т. п.

31. Причины капха-гульма — жирная, трудно перевариваемая пища, чрезмерное питание, отсутствие физической активности, избыток дневного сна и т. п. Симптомы: лихорадка и озноб, слабость, давление в груди, кашель, потеря вкуса, ощущение тяжести тела и т. п. Возникающие при этом опухоли твердые, холодные, вызывающие боль средней интенсивности.

32. Причины вата-гульма — еда и питье, лишенные необходимого количества жира, недостаточное питание, питание, не соответствующее физической нагрузке, угнетение естественных потребностей, печаль и т. п. Симптомы: сухой кал, сухость губ, боли в области сердца, плеч и головы, лихорадка с ознобом.

33. Ракта-гульмагульма, возникающая у женщин после родов, прерывания беременности или выкидыша. Саннипата-гульмагульма, которая сопровождается симптомами всех остальных гульма, считается неизлечимой, сопровождается сильной болью, жжением, новообразование твердое как камень и быстро увеличивается в размерах.

Вариант нового перевода

34. Благая маюрасана разжигает пищеварительный огонь (джатхарагни) чем быстро преодолевает болезни абдоминальной области (удара-рога) и опухоли (гульма)[, локализованные по обеим сторонам вдоль живота, подреберной области, поясницы и подвздошной области (паршва), в области эпигаструма (хридая), пупочной области (набхи) и подчревной области (басти)], вызванные расстройством дош [ваты, питты и капхи] по причине ослабления или нарушения пищеварения, а также плохого / чрезмерного[/ обеднённого / недостаточного / токсичного] питания. [Одним из распространенных симптомов является лихорадка (джвара)].

35. В связи с возражениями врачей применение маюрасаны при водянке и спленомегалии можно отнести к частному мнению Брахмананды.



Практикум по «Хатхапрадипике».
Фотокредит Светлана Максимова

Ритрит А. Смиркина (Йогадача, 15-16 сентября)
Ритрит А. Смиркина (о. Кох-Кхо-Кхао,Тайланд, 17-30 ноября)
Чтение «Хатхапрадипики» каждое воскресенье, 11:00-13:00, «Прана» на Войковской