8 сент. 2018 г.

Темперамент аштангиста (часть 2)

Франчино Гафори «De praticae musicae» (1496),
фотокредит А. Смиркин


Текст: Александр Смиркин

Окончание. Начало см. Темперамент аштангиста (часть 1).

Предисловие

1. Слово темперамент происходит от латинского слова temperamentum — «соразмерность, надлежащее соотношение». Оно является близким по смыслу к слову гармония, происходящему от греческого ἀρμονία — «связь, соразмерность, стройность». Согласно античному и средневековому учению «гармонии сфер» («небесной гармонии», «мировой гармонии», harmonia caelestis, harmonia mundi) космос имеет музыкально-математическое устройство — при движении светил возникают звуки, которые сливаются в гармоничном благозвучии (консонансе), соотносясь со ступенями октавного звукоряда. Цицерон во «Сне Сципиона» пишет, что «воспроизведя это космическое звучание на струнах и посредством пения, люди открыли себе путь для возвращения на небо».

2. Привязка планетных сфер к музам и звукам октавы изображена на гравюре из книги Франчино Гафори «De praticae musicae» (1496). Эта гармония поддерживается Аполлоном, дух которого движет всё и вся. (Следует отметить, что книга Гафори написана примерно в то же время, что и «Хатхапрадипика».) Тантрическое мировосприятие предполагает инсталляцию вселенского тела в индивидуальное — если темперамент является проявлением свойств нашей психофизической системы, то, возможно, именно он служит своеобразным резонатором, благодаря которому энергия «вселенской гармонии» усиливается или поглощается на определенных индивидуальных частотах, обеспечивая ту или иную степень диссонантности или консонантности. Для отражения этой идеи в качестве иллюстрации ко второй части статьи была выбрана фотография гравюры Гафори, сделанная мной в Музее музыки в Болонье во время музыкальной поездки в Италию (о которой напишу чуть позже).

3. В первой части статьи мы познакомились с темпераментом как психофизиологическим феноменом, а также с его временны́ми и энергетическими характеристиками согласно регуляторной теории темперамента Яна Стреляу. Там есть ссылка на разработанный Стреляу опросник с инструкцией по самостоятельному подсчёту баллов. Получив свои баллы, можно сравнить их с приведенной в статье условной нормой (в диапазоне — среднее значение плюс/минус стандартное отклонение) и увидеть объективную оценку своего темперамента в таких его свойствах как: 1) динамичность поведения (подвижность, скорость и темп); 2) когнитивная и эмоциональная инерция, устойчивость привычек; 3) сенсорная чувствительность, 4) эмоциональная реактивность, 5) выносливость и 6) активность. Потратив всего 30 минут можно узнать о себе много нового, либо подтвердить/опровергнуть свои подозрения.



Цели исследования темперамента

4. Любопытство — не единственная причина, которая должна мотивировать на заполнение опросника, его результаты можно применять как в жизни, так и в практике йоги. Ведь, как уже говорилось, темперамент проявляется во всех формах поведения и реакций, во всех сферах жизнедеятельности при взаимодействии с внешним и внутренним миром. Темперамент играет ключевую роль в адаптации и особенно отчетливо проявляется в новых, непривычных или в максимально трудных условиях. Хотя темперамент не определяет стремлений и интересов личности, однако имеет существенное значение для понимания образа поведения человека — то, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и её возможностях в сфере общения, познании, профессиональной деятельности.

5. Мы предположили, что регулярно практикующие аштанга-йогу в режиме утренних майсор-классов могут обладать особым аштангическим темпераментом. Очевидно, что некоторые виды деятельности могут привлекать/удерживать людей не только с определенным складом характера, но и с определенным темпераментом. Однако мы не стремимся найти темпераменты «подходящие» или «неподходящие» для аштанга-йоги. Как известно из «Хатхапрадипики» йога-сиддхи доступны всем (1.64), но только при условии отсутствия тандриты. Это слово, как правило, переводят как «лень», хотя более точным переводом будет — «усталость, утомление (lassitude), апатия». Например, в гимнах «Ригведы» много раз встречается слово атандра — неутомимый (1.72.7, 1.95.2, 4.4.12,…).

6. Именно для сохранения неутомимости (атандра) в практике и следует изучать свой темперамент, так как лень в виде апатии к занятиям йогой может быть следствием психофизической усталости/утомления, другими словами истощения адаптивной энергии. Как мы знаем, четыре из шести характеристик темперамента описывают особенности нашей работы с энергией, то, как мы её расходуем и накапливаем. Зная свой темперамент, мы начинаем лучше понимать как сделать так, чтобы практика аштанга-йоги нас «ни утомила, ни изнурила, ни измучила» (na mā taman na śraman nota tandran…) («Ригведа», 2.30.7).




Падающие башни старой Болоньи, Азинелли и Гаризенда,
фотокредит А. Смиркин



Характеристики темперамента в практике йоги

7. В первой части статьи мы рассмотрели особенности поведения в случаях, когда та или иная характеристика темперамента выражена сильно или слабо, а также проблемы, возникающие при слишком низких или высоких значениях характеристик. Теперь мы сделаем это применительно к практике йоги. (Мы уже отмечали, что темперамент особенно ярко проявляется в максимально трудных для человека условиях. В аштанга-йоге — это этап начального освоения последовательности, а также этап овладения чрезвычайно трудной «убивающей» позой).

Динамичность (живость, подвижность)

Высокие показатели:
  • Очень высокий темп выполнения последовательности.
  • «Проскакивание» (отсутствие фиксации) промежуточных положений виньяс (например, в сурьянамаскаре).
  • Малое время удержания поз, тенденция к быстрому выходу из них.
  • Быстрый темп дыхания.
  • Импульсивное, резкое «складывание» в позу.
  • Эмоциональная, «агрессивная» практика.

Низкие показатели:
  • Медленное выполнение последовательности. 
  • «Засыпание» в позах.
  • Слабое дыхание. 
  • «Копание» (медлительность) при принятии поз. 
  • Потеря темпа практики, низкий уровень «разогрева». 
  • Проблемы при освоении прыжковых элементов виньяс


Как очень высокие, так очень низкие показатели динамичности ведут к возникновению проблем в практике. В первом случае — это интенсивный расход энергии и тенденция к травмированию, во втором — это полная потеря «потока/драйва» — основополагающего аспекта практики аштанга-йоги. Энергия не накапливается, внутренний огонь не разжигается, что также со временем ведет к энергетическому истощению. Скорее всего, в аштанга-йоге будут оставаться те, кто имеет средние показатели динамичности, причем люди с очень высокими показателями будут «выбывать» быстрее, чем с очень низкими. 


Настойчивость (постоянство, упорство, когнитивная и эмоциональная инерция)

Высокие показатели:
  • Чрезмерная привязанность к используемым тренировочным моделям. Новые знания могут вызывать напряжение и нежелание принимать изменения.
  • Длительный эмоциональный след от асаны, которая не получается.
  • Стремление к стабильности, отсутствие желания продвижения в практике.
  • Тяжело перестроить практику. Требуются значительные усилия, чтобы появились новые технические привычки (автоматизмы).
  • Когнитивное и эмоциональное зацикливание на позе. 

Низкие показатели:
  • Поиск новизны, постоянная смена направлений, преподавателей, тренировочных методов.
  • Подвижность в познании, высокая обучаемость.
  • Демотивация при рутинной повторяющейся деятельности.
  • Недостаток дисциплины и самоорганизации.


Очевидно, что постоянство — важнейшая черта практикующего аштанга-йогу, которая проявляется, прежде всего, в дисциплине и длительном следовании одному методу. Тем не менее, при слишком высоких показателях этого параметра, можно наблюдать и неспособность/нежелание менять тренировочную стратегию (в рамках метода), а также слишком эмоциональное отношение к осваиваемой позе. При слишком низких показателях человек вряд ли будет длительно заниматься аштанга-йогой и йогой вообще.

Сенсорная чувствительность

Уровень сенсорного порога важен в йоге, прежде всего, с точки зрения восприятия болевых ощущений и отношения к ним. Боль может возникать: 1) в тренируемых мышцах, 2) в качестве обратной связи при принятии предельных положений, 3) в травмированных частях тела.

Высокий уровень сенсорной чувствительности с одной стороны помогает избежать травм, с другой стороны, мешает углублению в позы, а также делает практику чрезвычайно болезненной. Низкий уровень сенсорной чувствительности может не обеспечивать должного уровня ноцицепции, для предотвращения травмоопасной ситуации.


Эмоциональная реактивность

Высокие показатели:
  • Тревожность, беспокойство. 
  • Обидчивость на преподавателя и коллег. 
  • Острая реакция на неудачи. Возможно снижение работоспособности из-за негативных эмоций. 

Низкие показатели:
  • Сдерживание эмоций. 
  • Низкая эмоциональная чувствительность. 
  • Слабовыраженная эмпатия. 

Высокая эмоциональность начинает вредить йоге только в том случае, если она снижает работоспособность из-за острого переживания неудач или беспокойства при выполнении поз. Слишком низкая эмоциональность мешает йога-тичерам в налаживании эмоционального контакта с учениками.


Выносливость (работоспособность)

Низкие показатели:
  • Склонность к утомлению физическому или умственному. 
  • Требуется время для восстановления. 
  • Минимизация любых усилий. 
  • Склонность к практике по режиму. 
  • Низкая продуктивность. 
  • «Накопительный», «охранный» режим жизни и практики, устранение любых раздражителей.

Высокие показатели:
  • Способность выдерживать высокоинтенсивный режим йогической жизни, не отвлекаясь на различные раздражители. 
  • Восстановление за короткий срок, способность практиковать ежедневно. 
  • Склонность к неоправданным перегрузкам, к практике сверх необходимого. 
  • Средняя продуктивность с тенденцией к снижению. 
  • Энергозатратный тип поведения. 

Это основной энергетический показатель. С одной стороны, для занятий аштанга-йогой требуется хорошая выносливость для выполнения ежедневной интенсивной практики и быстрого восстановления после неё. С другой стороны склонность к перегрузкам и энергозатратный тип поведения со временем может привести к снижению уровня адаптивной энергии, что отразиться в снижения этого показателя при повторном тестировании. Это говорит о том, что организм инстинктивно переходит на более энергосберегающий режим практики, либо существенно снижает продуктивность.

Активность

Проявляется в йоге как желание совершать действия высокой стимулирующей силы, то есть принимать предельные положения (строгая последовательность аштанга-йоги ограничивает возможности эксплуатации своих сильных сторон), а также в чрезмерной активности в соцсетях. Стремление к новизне, если оно не находит выхода в перечисленном выше, не способствует практике в рамках одного метода. Вероятно, в аштанга-йоге останутся люди со средними показателями активности.


Исследование темперамента практикующих йогу

Постановка задачи

8. В рамках группового исследования попробуем определить, существуют ли различия между темпераментами тех, кто практикует аштанга-йогу и тех, кто практикует другие методы хатха-йоги. В исследовании приняли участие 86 человек, 49 из которых практикуют аштанга-йогу. Это более чем достаточно для оценки достоверности различий по средним значениям для несвязанных (независимых) измерений с помощью t-критерия Стьюдента.

9. Практикующие были разделены по уровню погруженности в практику. Это интегральный показатель, не поддающийся непосредственному наблюдению и оцениваемый по следующим показателям:
  • Регулярность практики — среднее количество занятий в неделю. 
  • Уровень практики — легкий, средний, сложный. 
  • Физическая форма — плохая/травма, нормальная, хорошая. 
  • Степень вовлеченности в метод — низкая, неофит, приверженный, преподаватель. 

10. В соответствии со значениями этих параметров были установлены следующие уровни погруженности:
  1. Низкий (1-2 раза в неделю; уровень — легкий/средний; форма — плохая/нормальная; вовлеченность — низкая). 
  2. Средний (2-3 раза в неделю; уровень — средний; форма — нормальная; вовлеченность — неофит). 
  3. Высокий (4-5 раз в неделю; уровень — средний/сложный; форма — нормальная/хорошая; вовлеченность — приверженный/преподаватель). 

11. Исходя из данных, предоставленных практикующими, они распределились по группам следующим образом:
  • Х2 (хатха 2) — 27 чел.
  • Х3 (хатха 3) — 10 чел.
  • А2 (аштанга 2) — 32 чел.
  • А3 (аштанга 3) — 17 чел.

Сводные данные

12. Среднее арифметическое (M), дисперсия (D) и стандартное отклонение (σ) по шести шкалам для всех исследуемых групп представлены в таблицах ниже:

M

Динам.
Наст.
Сенс.
Эмоц.
Вын.
Акт.
Х
13,73
9,16
17,46
9,49
10,54
9,62
A
11,78
10,06
16,92
9,92
8,69
8,9
Х2
13,74
9,85
17,22
10,11
10,41
9,89
А2
11,53
10,28
16,91
10,47
8,63
9,53
Х3
13,7
7,3
18,1
7,8
10,9
8,9
A3
12,24
9,65
16,94
8,88
8,82
7,71

D

Динам.
Наст.
Сенс.
Эмоц.
Вын.
Акт.
Х
15,59
18,64
4,81
18,92
21,42
21,18
A
16,55
14,14
6,12
16,29
18,01
18,93
Х2
13,74
18,9
5,18
18,95
23,33
23,56
A2
20,19
15,69
5,83
16,64
19,08
20,51
Х3
22,68
14,68
3,66
16,62
18,1
15,88
A3
10,19
11,74
7,06
14,86
17,03
14,72

σ

Динам.
Наст.
Сенс.
Эмоц.
Вын.
Акт.
Х
3,95
4,32
2,19
4,35
4,63
4,6
A
4,07
3,76
2,47
4,04
4,24
4,35
Х2
3,71
4,35
2,28
4,35
4,83
4,85
А2
4,49
3,96
2,41
4,08
4,37
4,53
Х3
4,76
3,83
1,91
4,08
4,25
3,98
A3
3,19
3,43
2,66
3,85
4,13
3,84


Проверка нормальности распределения

13. Производим вычисление ассиметрии (А) и эксцесса (Е) и сравниваем их с критическими значениями для наших выборок (Aкр, Екр).



n
Aкр
Екр
Х
37
1,21
2,42
A
49
1,05
2,1
Х2
27
1,41
2,83
A2
32
1,3
2,6
Х3
10
2,32
4,65
A3
17
1,78
3,56

A

Динам.
Наст.
Сенс.
Эмоц.
Вын.
Акт.
Х
-0,68
0,23
-0,1
-0,12
-0,07
0,36
A
-0,32
-0,29
-0,25
0,14
0,25
0,15
Х2
-0,58
0,24
-0,1
-0,35
0,09
0,52
A2
-0,31
-0,33
-0,17
-0,06
0,26
-0,02
Х3
-0,69
-0,04
-0,06
0,08
-0,22
-0,08
A3
0,17
-0,16
-0,62
1
0,15
0,42

E

Динам.
Наст.
Сенс.
Эмоц.
Вын.
Акт.
Х
-0,46
0,04
-2,77
0,41
1,59
0,76
A
-0,29
-1,23
-2,42
-0,76
-0,43
-0,19
Х2
-0,7
0,68
-2,67
1,82
3,72
2,42
A2
-0,68
-1,45
-2,62
-1,45
-0,97
-0,97
Х3
-0,85
-2,42
-2,94
-2,21
-1,6
-2,15
A3
-0,35
-0,69
-1,36
2,74
1,7
2,11




Динам.
Наст.
Сенс.
Эмоц.
Вын.
Акт.
Х
TRUE
TRUE
FALSE
TRUE
TRUE
TRUE
A
TRUE
TRUE
FALSE
TRUE
TRUE
TRUE
Х2
TRUE
TRUE
TRUE
TRUE
FALSE
TRUE
A2
TRUE
TRUE
FALSE
TRUE
TRUE
TRUE
Х3
TRUE
TRUE
TRUE
TRUE
TRUE
TRUE
A3
TRUE
TRUE
TRUE
TRUE
TRUE
TRUE


14. Как видно из таблицы, распределение данных по сенсорной чувствительности и выносливости для некоторых групп не соответствует нормальному. Для них вместо t-критерия Стьюдента нужно использовать U-критерий Манна-Уитни. Но поскольку превышение по эксцессу не очень большое (к тому же мне просто лень!) мы закроем на это глаза и посчитаем t-критерий Стьюдента при сравнении всех выборок.

Критические значения для t-критерия Стьюдента

15. Мы будем сравнивать полные группы аштанга- и хатха-йогов (A vs Х), группы с одинаковым уровнем погружения в практику (A2 vs Х2 и A3 vs Х3), а также группы различного уровня в рамках одного метода (Х3 vs Х2 и A3 vs A2). Выберем критические значения для t-критерия в зависимости от степени свободы (df) выборок и р-уровня.




df
p=0,1
p=0,05
p=0,01
A vs Х
84
1,662
1,987
2,632
A2 vs Х2
57
1,672
2,002
2,665
A3 vs Х3
25
1,708
2,06
2,787
Х3 vs Х2
35
1,69
2,03
2,724
A3 vs A2
47
1,678
2,012
2,685



Результаты (t-критерий Стьюдента)




Динам.
Наст.
Сенс.
Эмоц.
Вын.
Акт.
A vs Х
2,237174
1,010718
1,071183
0,467913
1,901802
0,735588
A2 vs Х2
2,07005
0,394034
0,506879
0,325791
1,472729
0,292723
A3 vs Х3
0,86266
1,599364
1,312582
0,678113
1,240913
0,760042
Х3 vs Х2
0,02401
1,731962
1,178749
1,501941
0,299859
0,631812
A3 vs A2
0,640551
0,579446
0,038804
1,347597
0,150202
1,481749


16. Итак выявлены статистические значимые различия по динамичности между полными группами (A vs Х) и между группами уровня 2 (A2 vs Х2). Различия по выносливости между полными группами (A vs Х) определены на уровне статистической тенденции. Других различий в темпераменте не выявлено.


Выводы





Динам.
Наст.
Сенс.
Эмоц.
Вын.
Акт.
ХАТ
13,73
9,16
17,46
9,49
10,54
9,62
AШТ
11,78
10,06
16,92
9,92
8,69
8,9




17. Наше исследование показало, что статистически значимых различий в темпераменте между группами практикующих йогу практически нет. Различия выявлены только по динамичности, среднее значение которой у обеих групп находится в пределах условной нормы (9,4<13,5<17,7), но у хатха-йогов выше на две единицы. Как мы и предполагали, высокая динамичность ведет к быстрому истощению и травмированию в аштанга-йоге, поэтому такие люди в ней долго не задерживаются. Также на уровне статистической тенденции отмечено различие в выносливости, среднее значение которой у обеих групп находится в пределах условной нормы (5,2<9,9<14,6), но у хатха-йогов выше почти на две единицы. Это может быть вызвано как снижением этого показателя у аштангистов в результате энергозатратной практики, так и тем, что аштанга-йогу вполне могут практиковать люди с низкой выносливостью за счет оптимизации своих усилий и выбора правильной тренировочной стратегии.



Музей Вивальди в Венеции,
фотокредит А. Смиркин