Вступительные мантры
Практика аштанга-йоги традиционно начинается с чтения двух мантр: ванде-гурунам... и абаху-пурушакарам...
vande gurūṇāṁ caraṇāravinde
sandarśita svātma sukhāvabodhe |
niḥśreyase jāṅgalikāyamāne
saṁsāra hālāhala mohaśāntyai ||
ābāhupuruṣākāraṁ
śaṅkhacakrāsidhāriṇam |
sahasraśirasaṁ śvetaṁ
praṇamāmi patañjalim ||
Их называют вступительными мантрами (opening mantrāḥ, как в книге нашего гуру Р. Шарата Джойса «Аштанга-йога-ануштхана»), или просто мантрами аштанга-йоги. Они заимствованы из разных текстов, имеют разный философский подтекст и стихотворный размер.
Первая мантра является начальной строфой из «Йога-таравали». Автором текста считается Шанкара, известный философ и проповедник, живший в 8 веке, основатель философской школы адвайта-веданты, великий учитель и реформатор смарта-сампрадайи — религиозной традиции, к которой принадлежал Паттабхи Джойс. Мантра наполнена символами и целыми мифологическими комплексами, связанными с Шивой. Мантра написана одиннадцатисложным стихом, триштубхом, разновидности индраваджра.
Вторая мантра является шлокой из приветствия Патанджали, авторство которого приписывается радже Бходжадеве (12 век), написавшему «Раджамартанда-вритти», комментарий к «Йога-сутрам». В мантре Патанджали представлен как аватара Ади-Ананта-Шеши (суб-аватара Вишну).
Существует замечательный перевод этих мантр с комментарием Дениса Заенчковского («Йога», №6, 2004). Тем не менее мы решили вернуться к этой теме, чтобы дополнить историю мантр новыми фактами, уточнить перевод, глубже раскрыть их религиозный смысл и снабдить правилами чтения.